Дороже платины: мировые цены на промышленные металлы достигли максимальных значений за 10 лет

0
9

Осень 2017 года стала сезоном рекордного роста цен на группу основных промышленных металлов. Впервые за 16 лет палладий торгуется дороже платины, на пике удорожания также никель, медь и алюминий. Аналитики рынка объясняют ценовой подъём восстановлением автомобильной промышленности в США и Европе, а также ростом добычи металлов в Китае.

На торгах Лондонской биржи с начала 2017 года палладий подорожал на 47% — до $1 тыс. за унцию — и впервые за 16 лет превысил стоимость платины, одного из самых дорогих металлов в мире. Рост цен связан с активным спросом со стороны мировых производителей автомобилей.

Цены на платину (она ис­поль­зу­ет­ся в производстве ди­зель­ных дви­га­те­лей) оказались под давлением после «дизельгейта». В сентябре 2015 года выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей концерна Volkswagen по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество выбрасываемых в воздух вредных газов.

После «дизельгейта» доля продаж автомобилей на дизельном топливе постепенно снижается. А палладий используется как раз в производстве катализаторов для бензиновых двигателей. Это и послужило поводом к удорожанию металла на бирже осенью этого года

К примеру, в сентябре 2017 года продажи автомобилей на бензиновом двигателе в Китае выросли на 8% в годовом выражении, в США — на 6%. Отметим, что рост был также зафиксирован в России, Бразилии и Индии.

По оценке Citigroup, доля рынка ав­то­мо­би­лей с ди­зель­ным дви­га­те­лем в Ев­ро­пе может сократиться на 50% к 2025 году. Именно по этой причине в течение ближайших десяти лет спрос на платину упадёт на 300—600 тыс. унций. В то же время эксперты рынка подсчитали, что в ближайшие три года дефицит палладия на мировом рынке может составить 1 млн унций.

Профессор кафедры государственного и муниципального управления в промышленных регионах НИТУ МИСиС Марина Пешкова среди причин роста цен на палладий также выделяет финансово-экономический аспект.

«Палладий — это фундаментальный актив. Инвесторы, желая обезопасить свои вложения, предпочитают надёжные реальные активы, тем самым увеличивая спрос на них. Такая ситуация на финансовом рынке при относительно неизменном уровне производства металла приводит к росту цен», — пояснила Марина Пешкова.

Активное развитие автомобильной промышленности также спровоцировало рост биржевых цен на литий.

По данным Benchmark Mineral Intelligence, с начала 2015 года стоимость этого металла, который используется в производстве автомобильных аккумуляторов, выросла почти на 200%. Ирина Рогова отмечает, что поддерживают цены на литий и отдельные корпоративные новости. Например, правительство Чехии, где сосредоточено около 3% мировых запасов этого металла, разрешило добывать его только национальным компаниям.

Осенью рекордные ценовые значения на рынке промышленных металлов зафиксированы на медь. Так, 16 октября — впервые с 2014 года — цена на этот металл преодолела отметку в $7 тыс. за тонну. Пятилетние максимумы также отмечены и на алюминий, сообщает Bloomberg.

По словам Ирины Роговой, около 45% мирового потребления меди и 50% алюминия приходится на Китай. Рост цен на медь связан с ожиданиями сокращения производства металла в КНР в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды. Крупные медеплавильные комбинаты до конца 2017 года должны уменьшить загрузку мощностей на 30%. Помимо этого, Китай уже три месяца сокращает экспорт алюминиевой продукции, что также толкает цены на металл вверх.