Чтобы предложение отвечало на спрос

0
54
chtoby_predlozhenie_otvechalo_na_spros
Чтобы предложение отвечало на спрос

Ряд предложений по укреплению взаимодействия недропользователей ГМК с представителями отечественного машиностроения внес первый заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Тулеген Муханов в своем выступлении на заседании секции «Горно-металлургическое машиностроение» в рамках VI Форума машиностроителей Казахстана. Организаторами Форума выступают Министерство по инвестициям и развитию РК, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке Правительства РК и генерального партнера АО ФНБ «Самрук — Казына».
— Традиционно закуп машин, оборудования и запасных частей составляет для недропользователей одну из главных статей затрат, — подчеркнул он. — По итогам 2017 года предприятия ГМК осуществили закуп машиностроительной продукции на сумму 146,6 млрд тенге, из которых на сумму 117 млрд. тенге приобретены машины, электрическое, транспортное и иные виды оборудования. При этом примерно 40% от этого количества приходится на импорт.
— Это, конечно, нас не радует, нам нужна казахстанская машиностроительная продукция, — заметил он.
Т. Муханов напомнил, что в настоящее время разрабатывается проект Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2024 годы, в соответствии с которой прямая поддержка бизнес-субъектов будет предоставляться по трем группам объектов. Для каждой группы выработаны собственные критерии отбора, механизмы взаимодействия с системой индустриально-инновационного развития. Согласно проекту Концепции, продукция, выпускаемая предприятиями так называемой группы «Крепкий тыл», должна состоять в Единой карте приоритетных товаров и услуг.
Поэтому, с позиции АГМП, Министерству по инвестициям и развитию РК совместно с НПП и отраслевыми ассоциациями необходимо проработать вопрос о включении в Единую карту приоритетных товаров и услуг продукции машиностроения, необходимой для предприятий ГМК. Это позволит предприятиям машиностроения получать серьезные прямые финансовые меры поддержки для освоения продукции, необходимой для ГМК, с учетом последних технологических тенденций, в том числе требований Индустрии 4.0.
Вместе с тем, в проекте Концепции говорится, что в рамках дальнейшей политики индустриального развития будет предусмотрен ряд инициатив, направленных на развитие внутреннего рынка, в частности, для создания условий по реализации потенциала регулируемых закупок будет разработана офсетная политика, направленная на локализацию производства товаров и услуг.
— На разных площадках мы неоднократно говорили, что ни в одной стране мира заключение офсетных соглашений не возлагается на недропользователей, — отметил спикер. — Административное давление не является выходом из ситуации, мы предлагаем такой подход, который позволит на принципах Win-Win наладить плодотворное сотрудничество.
По словам Т. Муханова, предприятия ГМК сегодня имеют собственные машиностроительные заводы, осваивающие передовые технологии, такие, как «Казцинкмаш» и Карагандинский литейно-машиностроительный завод корпорации «Казахмыс», которые были модернизированы и выпускают большой спектр продукции.
Поэтому первый заместитель руководителя ассоциации предложил в Комплексном плане развития отрасли машиностроения Казахстана на 2019–2030 годы, презентованном на Форуме машиностроителей, заострить внимание на механизмах усиления кооперации между машиностроительными предприятиями при ГМК с другими мелкими и средними машиностроительными предприятиями для того, чтобы выяснить, кто в чем силен, какое импортное оборудование или его части можно производить совместными усилиями.
— На примере транснациональных технологических компаний, выпускающих различные электронные гаджеты, можно констатировать, что наиболее эффективным и конкурентоспособным решением является объединение производства различных составляющих продукции, к примеру, экранов, произведенных в Корее, с производственными чипами из Тайваня и японскими сенсорными датчиками. По такому же пути идут глобальные производители в машиностроительной отрасли, такие, как ATLAS COPCO и другие. Поэтому нужно консолидировать усилия и совместно наладить производство всего, что нам под силу. На наш взгляд, это будет более эффективно, чем офсетная политика, — пояснил свою позицию Тулеген Муханович.
Он также внес предложение – организовать на площадке НПП обсуждение перспектив внедрения «зеленого» коридора, который позволил бы недропользователям и предприятиям машиностроения выстроить доверительные и действенные меры взаимодействия по поставкам продукции. Это отвечает требованиям международных стандартов взаимоотношений недропользователей, в которых вопросы закупок относятся к числу саморегулируемых. Эту тему предложено вынести на обсуждение на совместном заседании Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности и Комитета обрабатывающей промышленности Президиума НПП РК «Атамекен» для выработки конкретных поправок в действующее законодательство.
Спикер отметил слабую информированность предприятий ГМК об отечественных машиностроительных предприятиях и перечне производимой ими продукции, оказываемых услугах, отсутствие возможности оперативного размещения заказов на изготовление деталей, запасных частей, крупногабаритных и сложных механизмов и агрегатов. Вследствие этого отечественные поставщики машин и оборудования не имеют возможности своевременно реагировать на спрос, а предприятия ГМК вынуждены искать решение у импортных производителей.
Еще одна инициатива ассоциации, которую озвучил первый заместитель исполнительного директора АГМП, — разработать онлайн-площадку для налаживания сотрудничества между предприятиями ГМК и машиностроительными предприятиями в режиме реального времени в целях обеспечения возможности размещения заказа на изготовление продукции, оказания услуг или обмена опытом.
В заключение своего выступления Т. Муханов выразил надежду, что разработанный проект Комплексного плана развития отрасли машиностроения Казахстана на 2019–2030 годы придаст импульс ускоренному развитию отрасли машиностроения на среднесрочный период.